Священный огонь.
Агни - представляет элемент огня и также является божеством представляющим его. Он символизирует один из пяти основных элементов, поэтому некоторые ученые относят поклонение Агни к доиндусскому периоду, когда поклонение состояло главным образом из видимых элементов вселенной, таких как вода, земля, деревья, воздух, и т.д. В соответствии с этим ученые разделили различные аспекты Бога, такие как Шива, Ганеша, Агни и т.д. на две группы - ведические божества и индусские божества, полагая, что со временем божество изменило свою форму или индивидуальность, или же люди просто придумали новые имена/Богов.
Однако это не факт, так как традиции поклонения в Индии этим божествам устанавливались в период Риг Веды, они такие же, как и сегодня, возможно лишь немного изменились их имена. К примеру, в Риг Веде имя Иша использовалось вместо Ишвара/Шива, а имя Ганапати - очевидное имя Ганеши, Гарутман сегодня называют Гарудой, и также существуют другие подобные различия в названиях.
Агни всегда поклонялись как Агни, и поклонение Агни постоянно поддерживалось агнихотрами непосредственными поклонниками Агни, а позднее брахма и арйа самаджа в Индии. Эти две самаджа отказываются от любой другой физической формы Бога и поклоняются только Агни, предлагая огню различные мантры из Риг Веды.
Нельзя сказать, что эта практика поклонения неверная, так как Агни является посредником между поклоняющимся и деватой. Поэтому носит еще и другое имя - Вахни, которое происходит от слова "вхни", означающее конвейер, перевозчик или посыльный (также упоминается вахана). Это символизирует третий глаз (аджнакхйа чакра), где покоится Агни, от которого молитвы передаются божеству во время поклонения. Следовательно, поклонение Агни необходимо для получения благосклонности божества во время поклонения, поскольку его конечная цель поклоняющегося просветление через благословение Шивы. По этой причине первая шлока Риг Веды посвящена Агни:
агнимииле пурохитам йагйасйа девамритвиджам | хотараам ратнадхаатамам ||
Фактически вся первая сукта Риг Веды посвящена только Агни и показывает важность поклонения Агни.
В космологии, Агни был рожден от Махариши Кашйапы. В астрологии Кашйапа Готра связана с Сурйей и Шани. С Сурйей, потому что Кашйапа - отец двенадцати Адитйев и Агни. С Шани, потому что он также является отцом всех демонов (суров), полубогов (дайтйев) и человеческого рода (данавов). Последнее - также частичная причина того, почему теx, кто не знает своей Готры, просят принять имя Кашйапы во время определенных ритуалов и обрядов.
У Агни есть две жены (шакти) - Сваха и Свадха, которые представляют жертвоприношения для дев (богов) и питри (предков), соответственно. Поэтому обычно мантры, заканчивающиеся одним из этих двух слов, обращаются к определенному объекту поклонения - божеству или предкам, то есть ом агнайе сваха или ом питрибхйо свадха.
Агникона – относится к одному из десяти направлений, и Агни - Дигпала. Дигпала дословно означает покровитель направления и здесь Агни называется деватой, управляющим юго-восточным направлением. Дигпала - девата, который управляет областями кармы, и жены Дигпал - дают плоды этих направлений или областей. Никакие плоды не проявляются без благословений одного из этих Дипал, или скорее их Шакти - Дигвадху. Поэтому в наделении плодами кармы, Агни занимает очень важное положение.
Роль Агни имеет тесную связь с Игнис, греческим божеством, несущим функции подобные Агни. От этого слова произошло слово инженер, которое объясняет функции Агни. Юго-восточным направлением управляет Венера и поэтому дает рост людям, которые являются великими конструкторами или способны создавать великие разработки или планы в своём уме, и являются мастерами изобретений, такими как Шри Парашурама Аватарой.
Среди планет и светил - Солнце и Марс связаны с огнем. Но Солнце больше связано со светом исходящим от огня, тогда как Марс представляет непосредственно элемент огня. По этой причине положение Марса в артха-триконе в дашамша-карте может показать профессию инженера.
Среди звуков, Агни соотносится с согласным "ра" и несет значение, родственное египетскому Богу Солнца. Звук "ра" известен как звук провидцев (риши), поскольку провидцы, как говорится, являются проводниками или направлениями к Богу, и здесь двумя путями перемещения - вверх к Богу (огонь "ра") или призывание божества к себе (земля "ла") управляется риши. Звук "ра" обычно добавляется к мистическим семенам мантр или биджа мантрам: хрим, шрим и крим (т.е. ка+ра+и+м) обычно используемых в тех же целях и представляющих это движение вверх.
Агни изображен с семью языками или джихва, которыми он принимает подношения от людей и передает их божествам. В этой форме он известен именем Вахни и прославляем как связующее звено между поклоняющимся и деватой. Семь языков или джихв символизируют семь дней недели, во время которых предлагаются подношения.
Таблица 1: Саптаджива биджа
Джихва биджа
хиранйаа шйуруум
гаганаа шйуруумш
рактаа шйуруум
кришнаа вйуруум
супрабхаа лйуруум
бахуруупаа рйуруум
атирактаа вйуруум
Санскритское название дня недели - Вара. Слово Вара сокращенное от слова Васара. Васа - означает оставаться, пребывать, находиться в, а слог "ра" – относится к Агни - божеству огня, схожему с египетским Богом Солнца. Следовательно, слово Васара подразумевает место пребывания божества огня. Точно так же день недели (вара) - место пребывания Агни, и все функции дней недели – проистекают из этого принципа.
Семь имен языков агни (джихв): хиранйа, гагана, ракта, кришна, супрабха, бахурупа и атиракта. У каждого из них есть биджа или односложная мантра, состоящая из биджи йурум, и прификса к одной из этих семи полугласных.
Эти семь языков соотносятся с семью звуками, связанными с ними, и также с пятью планетами и двумя светилами. В Джйотиш в Шива Пуране приводится восемь биджа-мантр для этих восьми направлений.
Таблица 2: Агни биджа
Звуки граха*
Солнце - бруум
Луна - друум
Марс - бхруум
Меркурий - хруум
Юпитер - стуум
Венера - шруум
Сатурн - друум
Раху - пруум
*Понятие "граха" - относится к небесному телу на орбите, оказывающему влияние на любые живые или неодушевленные существа. Происходит от слова грахана, что значит затмевать или завладевать. К этим орбитальным телам относятся девять грах или наваграха, используемых в Джйотиш (Ведической Астрологии). К ним относятся Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, северный и южный узел Луны (Раху и Кету). Затмение относится к явлению, когда орбитальные тела проходят транзитом перед звездами или накшатрой и вызывают их затмение по отношению к живым существам на Земле.
Человек, повторяющий звуки, связанные с хозяином лагны в карте, обретёт руководство истинного наставника и истинное знание в своей жизни, посредством благословения Агни. Он будет в состоянии усвоить и таким образом поймет любой изучаемый предмет, благодаря этому благословению. Перед зажжением лампадки для поклонения, желательно произносить этот звук, как символ освещения внутреннего светоча знания. Произнесение этих звуков также дает огромную силу физическому телу и очень острый ум. При лагне Водолея нужно определить, кто является хозяином Лагны - Сатурн или Раху.
Агни Мантра
Среди мантр Агни существуют простые мантры, такие как ом агнайе намаха или ом джатаведасе намаха. Но наиболее популярная мантра в традициях Джйотиш – это чайтанйа мантра (мантра самосознания), предназначенная для того, чтобы принести человеку высшее понимание и знание. Её также называют наварна мантрой, поскольку она состоит из девяти слогов: ом хуум раам чайтанйайа намаха |
Астрологически, через традиционные принципы для мантракрийи, -бхоги и -деваты мы можем вывести следующие мантры:
Мантра состоит из пяти слов; поэтому астрологически она соответствует пятому дому и является для мантры мантра-крийей. Это означает, что мантра будет действовать, используя энергии пятого дома, то есть интеллект, знание, память и т.д. Плоды этой деятельности рассматриваются по мантра-бхоге.
Мантра-бхогу находят, подсчитывая число слогов или акшар. Чайтанйа мантра состоит из девяти слогов: ом (1) хуум (1) раам (1) чайтанйайаи (4) намах (2) = общее количество девять слогов. Поэтому астрологически, энергия мантры будет воздействовать на деятельность связанную с девятым домом, то есть обретение гуру, расширение мировоззрения, расширение представлений о Боге. Она дарует удачу и достижение вигйаны или более высокого духовного знания, которое связано с дикшей и пратибхой, из них последний гарантирует, что человек сможет непосредственно общаться с гуру и провидцами.
Мантра-девата находится путём отсчёта расстояния от дома мантра-крйи до дома мантра-бхоги, и затем от этого места отсчитывается такое же расстояние. Это - проявление Бога в жизни и где знание проявится в жизни.
Пример: мантра-крийа - пятый дом; мантра-бхога – в пятом от него, т.е. в девятом доме. Отсчитывая пять домов от девятого дома, мы попадаем в первый дом, и это будет местом мантра-деваты. Здесь божество мантры восседает на "голове" человека (первый дом) и поэтому дарует просвещение. Орудие этого просвещения рассматривается по бидже мантры. Здесь оружием деваты являются биджи - ом, хум и рам и показывают что истина (сатйа) ом, хум (удаление препятствий1) и рам (агни (просвещение)).